|
А.Корсаков Битва за торф, которую проиграли. Зима 2006/2007 года скорее похожа на плохое лето, нежели на зиму. Идея этой экспедиции созрела спонтанно, воспользовавшись относительно теплой для этого времени года погодой, было решено посетить предприятия, входившие в некогда единую сеть Тесовского Транспортного Управления (ТТУ) и узнать нынешнее состояние дел на этих предприятиях. Кроме того, в Интернете появилась информация о новом тепловозе, который появился на торфопредприятии Тесово-1. Якобы этот тепловоз привезли из Шимска, однако ни какой более конкретной информации об этом локомотиве, и об УЖД с которой он поступил не было. Начинать поиски УЖД под Шимском было расценено как заранее обреченное на неудачу дело, поэтому было решено, прежде всего, выяснить номер локомотива и побеседовать с осведомленными работниками предприятия насчет его появления. Выехав из Питера в районе девяти утра, мы направились по московской трассе в сторону Любани, где свернули на дорогу в сторону Тесово-Нетыльского. Несмотря на положительную температуру, грунтовая дорога представляла собой ледяную санно-бобслейную трассу. Благополучно добравшись до Тесово, сразу направились в депо. С момента последнего посещения надо сказать, что тут мало что изменилось, разве что прибавилось обломков подвижного состава, и неиспользуемые строения частично порушились. В депо все теже смотровые канавы, заполненные водой до подошвы рельса, покосившиеся ворота, и куча различных запчастей и кусков локомотивов перед депо. Несмотря на выходной день перед депо стоял тот самый недавно привезенный ТУ6А, вокруг которого бегал машинист, борясь с пневматикой. Выяснив номер локомотива, немного разочаровались, поскольку этот тепловоз ранее работал на торфопредприятии Тесово-2. Кроме сторожа и машиниста в депо никого не было, поэтому было решено пообщаться с машинером. На вопросы о появлении локомотива он упорно твердил про Шимск, а потом еще приплел и Псков. Стало понятно, что ничего конкретного от него мы не узнаем, в итоге выяснив домашний адрес начальника депо, отправились к нему, попутно сделав несколько кадров. На станции встретились работницы торфопредприятия, которые поинтересовались с детьми ли мы приехали? Узнав, что мы приехали сами по себе, рассказали о том, что ребята с Малой Октябрьской тут появляются чуть-ли не каждые выходные и мягко говоря, всех уже задолбали. От начальника депо узнали, что тепловоз действительно из Тесово-2. После закрытия предприятия этот тепловоз, несколько вагонов и путевой материал был перевезен на торфомассив Борок Шимского р-на (дер. Сев.Поляна). Освоение этого торфомассива было начато еще в конце 30-х годов, вывозка велась по конно-рельсовой железной дороге в деревне Лесная. Затем массив бездействовал до конца 70-х годов, когда добыча торфа на этом массиве была возобновлена, вывозка торфа уже осуществлялась автотранспортом со стороны деревень Борок, Лесная и Сев.Поляна. В последние годы в Сев. Поляне построили цех расфасовки торфа, и было решено проложить железную дорогу для вывозки торфа. Туда был завезен путевой материал и подвижной состав из Тесово-2. Потом основательно сопоставив затраты на эксплуатацию и объемы перевозки было решено проводить вывозку автотранспортом, строительство УЖД так и не началось, а тепловоз был перевезен в Тесово-1, путевой материал пока до сих пор находиться в Сев.Поляне. Так же от начальника узнали, что второй тепловоз ТУ6А из Тесово-2 был передан Ершовскому торфопредприятию Псковской области. Сейчас в Тесово-2 осталась только одна ЭСУ2А, которая стоит в депо без путей. Следующей целью нашей экспедиции по плану был поселок Тесовский и остатки торфопредприятия Тесово-2. По пути, зайдя в магазин в поселке Село-Гора, на мгновение попали в эпоху СССР с пустыми прилавками. Подъехав по автодороге к месту бывшего перегруза на автотранспорт между деревнями Поддубье и Любуницы мы увидели, что по насыпи бывшей УЖД проложена вполне проезжая для УАЗа автодорога, поэтому было решено попробовать добраться до полевой базы 3-го участка, на которой в свое время в качестве штаб-вагона стояла автомотриса АМ-1. Преодолев несколько метров подмороженной грязюки и преодолев в брод одну из валовых канав, над которой рухнул мостик, мы добрались до полевой базы. Вокруг домика конторки в художественном беспорядке валяются кабинки от тракторов и окараванивающих машин. АМ-1 осталась на месте, только ее скинули с тележек и вырезали раму и кабины. Сфотографировавшись отправляемся в обратный путь, на этот раз решено проехать по насыпи узкоколейки непосредственно в поселок Тесовский. Дорога вполне приличная, лишь на последнем участке пришлось немного поскакать по еще оставшимся шпалам. В Тесовском все пути сняты, в поселке валяется пара кабинок от ЭСУ, на станции стоит несколько вагонов в ожидании резака. По площадке станции протянута новая теплотрасса от котельной Окинув прощальным взором все, что осталось от торфопредприятия отправляемся в поселок Тесово-4. Между поселками Тесовский и селом Мокрицы на каком-то подсобном участке обнаружили кузов от санитарной автодрезины СМД с заводским номером 002. ТП Тесово-4 по прежнему работает, вывозят торф на котельную поселка. Особых изменений там с января 2002 года не произошло, разве что разрезали в металлолом ЭСУ1. Поселки Тесово-4 и Тесовский (Тесово-2) в настоящий момент представляют ужасное зрелище – заброшенные недостроенные дома, грязь, потрескавшийся асфальт по которому безо всякого дела шатается местная молодежь. А ведь когда-то эти поселки гремели на весь Союз, практически все их жители были заняты на добыче, перевозке и переработке торфа, но пришел 1991 год и все потихоньку развалилось. И только огромный указатель в стиле советской эпохи и заколоченная автостанция напоминают о былых временах. Окину прощальным взглядом это унылое зрелище отправляемся в обратный путь. Да-а-а тут шла битва людей за торф, но люди, похоже ее проиграли…
|